Фильм на самом деле не простой. Поделюсь с вами своим пониманием.
Главная тема в фильме озвучивается мельком -" эта жизнь, лишь подготовка к следующей". С точки зрения бесконечного цикла перерождений текущая жизнь имеет очень малую ценность . Это как если бы у вас был безграничный капитал, то какова была бы ценность одного доллара?
Однако понимание этого стоит над животным. Тело - это животное и для него эта жизнь единственная и неповторима и расставаться оно с ней не хочет. Поэтому акт добровольного ухода из жизни ради высших целей считается подвигом и является путем духовного развития. Победа духа над телом, при этом в самой крайней его форме.
Становится понятен и факт принесения себя в жертву ради сохранения жизни близких и чести. Когда самурай пытался убить безоружного гостя он совершил преступление и никакое опьянение не является оправданием. Наказание - смерть по закону. Дать ему право себя убить самому с помощью сепуко - это великая честь и возможность спасти свою семью. То есть он может умереть как трус или как великий воин. Одновременно он приносит свою жизнь в жертву двум идеалам - своей семье, которую он должен защитить и верности сюзерену.
Если насчет семьи нам все понятно, то с верностью наступает замешательство. Для европеида норма быть верным пока шкуре ничего не угрожает. Однако это животная верность. Верность стоящая над животным, это способность приносить себя в жертву ради общего дела и этим пропитан весь фильм.
Важно и различие роли сюзерена. Здесь это не капризный феодал, а закон. И сегун точно так же должен был убить себя для сохранения своей чести и рода, как и все остальные, в случае нарушения им закона. То есть служат закону и стране, а не личности. Сегун в точности выполняет законы бусидо которые и создают самурая. Без бусидо самурай не более чем человек, отбирающий еду у слабых. Именно закон делает самруая аристократом. Поэтому следование законам это суть и смысл служения самурая. Если он станет его нарушать, то кто будет тогда законам следовать?
Злодей в фильме нарушает законы бусидо и мы его не одобряем совершенно инстинктивно. Он является в фильме самым лучшим войном, лучшим стратегом, лучшим политиком и мыслителем ( ведьму можно рассматривать как эквивалент научно технического прогресса). Тем не менее наши симпатии на стороне "добра". Почему так?
Мы все инстинктивно понимаем, что злодей духовно ниже и примитивнее героев. Нас привлекает путь служения и героизма потому, что он ПРАВИЛЬНЫЙ, то есть основан на законах прави, богов. И ведет к духовному росту. А животная эгоистичная жизнь ведет к деградации. Злодей хочет власти и богатства и тем самым он нам несимпатичен.
Линия главного героя вообще примечательна. Он обладает сверхспобностями, но не использует, их предпочитая служение и безответную любовь к дочке правителя. Он мог бы легко стать правителем страны и покорить всех людей, поправ законы бусидо и честь, но он не делает этого. Он послушно служит, выполняя свой долг.
Это сложная концепция, ее трудно объяснить.
Во первых, вместо удовлетворения эгоистичных желаний он заботится о счастье девушки. Ее жизнь и жизнь ее рода с ним будет катастрофой. Поэтому он любит ее безответно.
Во вторых, он выполняет долг чести, то есть поступает правильно в отношении ее отца, который спас и приютил его. Пойти против него и законов означает предать этих людей, вызвать их смерть. Тем самым он ставит духовное выше своих человеческих желаний, возвышаясь над всеми остальными.
Приняв человеческую жизнь он отказывается от сверх способностей и развивает те качества, которые ему доступны. Тем самым он отказывается от легкого пути в пользу выбранной им самим дороги. Это его ПУТЬ, как он его видит и он неотступно следует ему, как бы тяжело не приходилось. Это жизненный подвиг. Опять же путь к духовному развитию.
Маги- демоны это образ сектантского пути развития, когда поклонение делается определенному существу, главе. Сектанты не развиваются, а как бы передают себя главе в обмен на сверхспособности. Этот путь дает сверхспособности легким путем, но оставляет человека уровнем ниже животного, превращая его в симбиота. С точки зрения множественных жизней это пропуск, потерянная жизнь, пропущенные уроки. Потому и говорят, что заключая контракт с дьяволом человек отдаем ему свою жизнь или душу. То есть это как день в школе пропустить. Факты жесткого сектантства мы видим и в положении монахов-демонов в пещере, их молчаливые совместные действия, в речи главаря демонов.
Альтернативой является путь долгого и тяжелого личного развития своих способностей (пути к богу) именно ради него и бежит главный герой от магов-демонов. Он четко выбирает путь личного и тяжелого развития без получения халявной силы. Путь ради любви, ради страданий и ради развития. Фактически он забирает обратно свою жизнь. Это становится ясно из разговора главного героя с демоном.
Интересно, что главный герой демонстрирует способности, превосходящие демонические и добывает заветный меч. Как бы вне истории нам утверждается, что самостоятельно он прошел путь выше главаря демонов и обзавелся собственной силой, а не заемной, как в секте.
Ведьма представляет из себя ту же могучую силу, но пошедшую неверным путем. Это мы считаем путь неверным, хотя она всего лишь защищает интересы свои и своего господина, своего мужчины. Эгоизм и стремление власти и богатств сразу записывают ее в разряд плохишей. Но кто из нас не стремится к тому же?
Битва с ведьмой это классический пример принесения себя в жертву защите идеалов и родных, несмотря на крайне малые шансы на победу. Победа же достается путем необыкновенного фокуса и сосредоточения всех сил на правом деле. Это еще одна сложная концепция фильма.
Ведьме и главному злодею есть что терять. Их мотивация - накопление богатства и власти, сохранение своей жизни любой ценой. Это мотивация животная. Мотивация героев - исполнение долга, защита чести. Эта мотивация духовная. Дух способен непоколебимо управлять телом, обрекать его на лишения и опасность, чем и достигается большая сила. Животное не способно себя развивать и защищать, оно трусливо по своей сути. Облеченный духом человек способен мобилизовать намного большие силы. Если он еще готов принести себя в жертву ради идеалов, то становится крайне опасен. Весь фильм мы наблюдаем, как слабые и малочисленные ронины гоняют главного злодея, который изворачивается и прячется как только может. В этом и есть суть победы ронинов над злодеем - они победили еще до начала битвы.
Понимая этот принцип в воинском искусстве превозносят способность быть выше животного и служить не телу, а идеалам. Так обретают силу. В этому суть жизни - поступая правильно ты становишься сильней. Судьба ронинов и их ПУТЬ являются величайшим воплощением идеального война , завершение духовного пути самурая для его воплощения брахманом в следующих жизнях. Это есть истинные и абсолютные войны, чья миссия выполнена и должна завершиться новым, более высоким воплощением. Поэтому смерть неизбежна.
Совершая массовую сепуко ронины исполняют закон бусидо в высшем его проявлении, так как согласно закону им жить нет смысла. Они уже все выполнили. Следование закону и слову господина они демонстрируют верность и превосходство духовного над животным. Они делают это не от отчаяния и не по принуждению, а добровольно совершая ПРАВИЛЬНЫЙ поступок в честь всех тех законов и идеалов, которым они служат. Тем самым возносясь на высочайшую ступень достижений, доступных в этом воплощении. Поправ эти законы и сбежав, они предали бы все, ради чего служили и боролись, превратились бы в преступников и негодяев, зарабатывающих на жизнь разбоем. То есть результат был бы еще хуже, чем правление жестокого и жадного правителя. А следовательно, без законного наказания их подвиг был бы банальным разбоем, не имеющим ничего общего с духовным развитием.
Вернемся к тому, с чего начали: эта жизнь, лишь подготовка к следующей. Совершив этот путь ронины вознеслись на высочайшую ступень, совершили гиперскачек в своих перерождениях, достигли совершенства в том, чем они занимались в своей жизни. Для война нет высшей чести и лучшей доли чем умереть ради долга, славы и тех, кого они должны защищать. В результате они в новых воплощениях выйдут на совершенно новый для них уровень.
А как же любовь?
А он будет ее искать в каждой следующей жизни. А она будет его в них ждать.
Мне очень понравился фильм Беспокойнная Анна, (Caotica Ana), тоже по этой теме о перерождениях. Смотрел в кино, это был чуть не единственный раз, когда я ходил в кино
Вроде как легенда основанная на реальных событиях. Даже могилы их есть, туда каждый год цветы приносят тысячи людей в Японии. Может и сказка, но умная и поучительная.